Технологии пайке |

Часть 2

Вторник, 15 Сен 2009

Условия заполнения зазора припоем при наличии химического взаимодействия теоретически мало изучены. Одним из обстоятельств, осложняющих это изучение, является отсутствие достаточно достоверных данных по поверхностным и межфазным натяжениям как для чистых веществ, так и для сплавов. Разработаны различные экспериментальные методы, позволяющие с максимальной простотой и точностью определять высоту подъема припоя по капиллярам в зависимости от величины зазора и других параметров.

При использовании местного источника нагрева при пайке деталей различной массы необходимо устанавливать исходный зазор так, чтобы он при температуре пайки достигал оптимальной величины.

При пайке швов большой площади с односторонней подачей припоя возможны значительные непропаи, которые связаны с процессами массопереноса на межфазной границе, приводящими к изменению вязкости и температуры плавления припоя. Во избежание непропаев в этом случае рекомендуется предварительно наносить припой в виде фольги или в виде гальванического покрытия (0,05—0,1 мм).

При выборе оптимального зазора при пайке надо исходить не только из капиллярных свойств припоя, но и из характера изменения кристаллической структуры, химического состава, и как следствие, прочности паяных соединений в зависимости от величины зазора.


Часть 1

Вторник, 15 Сен 2009

Наряду с классификацией пайки по видам спаев, которая определяется физико-химическими признаками процессов, протекающих на межфазной границе паяемый материал — припой, в соответствии с ГОСТ 17349—71 введено деление по способам пайки. В основу этого деления положены физико-химические, металлургические и технологические признаки процессов образования паяного соединения. По условию заполнения зазора пайка подразделяется на капиллярную и некапиллярную.

Пайка при наличии капиллярных зазоров является одним из наиболее распространенных видов пайки. Как уже отмечалось, качество соединений при пайке зависит от правильного выбора припоя, флюса, состояния поверхности, рационального конструирования паяных соединений, технологии заполнения зазора припоем и др. От величины зазора зависят химический состав, структура шва, прочность соединения и экономичность процесса пайки.

Зазоры при пайке могут колебаться в широких пределах. Обычно выполняют соединения с зазором до 0,5—0,8 мм. По величине зазоры подразделяют на три вида: большие (0,2—0,8 мм); малые (0,2—0,05 мм) и без зазора с прессовой посадкой. В последнем случае высокого качества соединений достигают при нанесении на паяемые поверхности продольных рисок глубиной 0,2—0,3 мм. Особенно эффективно с точки зрения затекания припоя нанесение треугольных рисок, в которых капиллярное давление в 3 раза больше.